знач.знач.
EURUSD23/100EUREUR23/100
Погода за окном:
  • №20
  • Массовая газета Зонального района
    Выходит с января 1984 года

    • Возвращаясь к истокам

      2013-11-073520

      Материалы Галины Мельниковой из с. Соколово часто публиковались на страницах районной газеты «За урожай».

      Галина Николаевна писала и о своих земляках, и о значимых событиях, происходивших в её родном селе, и о многом другом. Сегодня Г.Н. Мельникова живёт в г. Барнаул, но поддерживает связь с редакцией. В частности, недавно она прислала материал об истории с. Соколово. Эта публикация будет интересна не только соколовцам, но и другим жителям нашего района.
      «В своём архиве я нашла записи бесед с людьми, которых уже нет в живых. Но то, о чём мы с ними говорили, думается, будет интересно землякам – особенно жителям села Соколово. Это наша память, наша история, без которых нет полноценного будущего.
      В начале 19-го века в поселение Соколово, что на реке Иткуль, приехало несколько семей из центральных районов России – в частности, из Пермской области. Поселились приезжие на северной окраине селения вдоль реки. Живописное было место: с одной стороны – река, с другой – лес. Местные жители назвали место обоснования приезжих «Пермь» (в настоящее время это место у реки, напротив пилорамы лесхоза).
      Среди приехавших пермяков были семьи Ивановых, Степановых, Безгузиковых, Рыбниковых, Субботиных... Два брата Ивановых – Захар Николаевич и Илларион Николаевич – были людьми мастеровыми. Именно они строили церковь в селе Соколово, а их 10-летняя сестренка Елена каждый день бегала к ним босиком и носила обед в узелочке. Церковь была вся деревянная, строили её без единого железного гвоздя. Удивительный цвет был у православного строения – бордовый. Обнесена была церковь деревянной изгородью со столбиками, на которых в великие праздники ставили и зажигали лампадки. Со временем около церкви посадили привезённые серебристые тополя. Долго росли эти тополя здесь, многое повидали на своём веку. Уже и деревянной церкви не было, а они всё блистали серебром. Последние из деревьев-старожилов спилили уже во время строительства новой церкви, которая сегодня стоит в селе на том же месте, где когда-то возводили храм братья Ивановы.
      Там же, в «Перми», рядом с уже известной семьёй Ивановых жили Степановы: глава семейства Андрей Павлович, его жена Феодора Павловна, их дети – Иван и Прасковья. И вот молодые люди из этих семей – Елена Иванова и Иван Степанов – полюбили друг друга, поженились, вырастили четверых детей. Одна из них, Тамара Ивановна Симонова (до замужест-ва Степанова) вспоминает: «Папа вступил в партию и начал божественные книги в печке жечь. А у нас много было книг, среди них были и православные. Бабушка сильно переживала, что слово божье в огне горит. Несколько книг ей удалось припрятать. А когда пришли к нам иконы снимать (папе было велено их убрать), бабушка ухватом выгнала «антихристов». А я хоть и была тогда ещё маленькая, но всё хорошо помню. В народе-то много разных частушек тогда слагали. Вот одну из них я пела, сидя на печи: «Коммунисты – люди чисты, кобылятину едят. А им хлеба не хватает, они Бога матерят». Бабушка меня за это урезонила, хотя сама была не в восторге от того, что делали коммунисты… Папа был заядлый охотник, на лис ходил. Где-то в 1924-1925 годах в результате несчастного случая на охоте он и погиб…»
      В начале прошлого века люди в сёлах жили большими семьями – несколькими поколениями. У жителей были свои пашни, то есть огороды, где выращивали картошку, горох, свёклу, морковь, арбузы, дыни… Эти пашни со всех сторон были огорожены. Одна изгородь с несколькими воротами, которые всегда закрывались, отделяла село от пашни и проходила от самого Савинова до Комарова (приблизительно по линии тепе-решней проезжей дороги, чуть подальше от дороги в сторону поля). Каждая семья на своей пашне строила избушку, шалашик для летних работ. Свой участок изгороди по весне каждая семья подправляла. Протяжённость этих пашен была около 5 километров. Ещё одна изгородь на пашнях шла в 4-5 километрах от села.
      «В селе было 4 часовенки: одна – на пашне (где была впоследствии совхозная бригада), другая – на кладбище, третья – на Иткульском спиртзаводе (здание её до сих пор сохранилось), четвёртая – в «Перми», – вспоминает Анна Ивановна Степанова, золовка Тамары Симоновой. – В последней часовенке молились в Ильин день, на пашне молились, когда земле нужен был дождь. Бывало, батюшка созовёт всю ребятню в крестный ход: с иконами, молитвами идём до часовни, а сзади едет повозка с бочкой воды. И дождь спасал урожай, ведь никто специально не поли-вал ничего на пашне».
      Работать в поле сельские дети начинали рано, даже косить ручной литовкой умели с малых лет. А кто был посильнее да поздоровее, тех рано брали во взрослые звенья. В звене работали по 8-9 человек. Делали всё: лес чистили и обихаживали, пшеницу пололи и убирали, подсолнечник пропалывали, а потом его колотили... Именно об этом вспоминала Т.И. Симонова: «Трудно было хлеб полоть. Холщёвые фартуки, рукавицы наденешь и идёшь, траву в фартук собираешь. Осота было много, а он колючий! А бригадир ещё наставляет: «На хлебушко не наступайте!»
      А.И. Степанова дополняет воспоминания Тамары Ивановны своими: «Я рано начала работать. Сначала в лесу хвою жгли, убирали, лес садили около озера Долгонькое. А потом я перешла в колхоз. Выполняла всё, что скажут: на «брызгалках» зерно молотила, поварихой была, звеньевой… Да всякую работу делала. А во время войны так и комбайны на себе с места на место перетаскивала». А ещё Анна Ивановна рассказывала о том, как Гражданская война прокатилась и по селу Соколово: «Помню, в село пришли колчаковцы, белочехи. Солдаты с ружьями ходили по домам и забирали всё, что им понравится. Тятя (так в некоторых семьях звали отца) был на фронте, мама на пашне, а мы дома с бабушкой. О набегах банд слухи по селу ползли, и кое-что мы успели спрятать. Пришли два солдата, перерыли всё. Увидели овчинный полушубок, захотели взять. Бабка как запричитает: «Что же вы у ребятишек последнее забираете!» Они и не взяли. Вот как было».
      Ну, а плача по селу всё-таки было много в те годы от колчаковцев. После этих событий село претерпело ещё многое… Деревянная красавица-церковь сгорела, уже построена новая. Совхоз-миллионер «Соколовский» распался. Хорошо, что процветает Иткульский спиртзавод. Исчез кирпичный завод, но остался лесхоз и т. д.
      А закончить я хочу словами алтайского поэта Аржана Адарова:
      Гляжу на мир
      Мудрее, глубже, шире,
      Богатства сердца
      Бережно коплю.
      Отцовский край,
      Что всех дороже в мире,
      Как прежде –
      И по-новому! –
      Люблю».

      Рубрики:

      Номер:

    • отправить другу
    • распечатать
    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить